Оставь свой след в нашей гостевой книге!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




ЛИРИКА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ.

    Не похожая ни на кого - вот первое, что приходит на ум при чтении стихов М. Цветаевой. Не похожая и в то же время незримыми узами духовного родства связана она с А. Блоком, А. Ахматовой, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом, В. Маяковским.
    Как личность М. Цветаева была неординарным человеком. Стихи начала писать рано. Бунтарский дух, мятежность натуры тоже проявились рано. На всю жизнь остались с поэтессой юношеский максимализм во всем: в дружбе, в любви, в творчестве. В книге "Мой Пушкин" она, боготворившая "солнце русской поэзии", пишет о том, что своей мятежностью она обязана именно Пушкину.
    Восприятие мира такое, как не у всех, сравнение себя , бурной, непокорной, с другими - спокойными и благополучными, - постоянный мотив в стихах Цветаевой:

Другие - с очами и с личиком светлым.
А я-то ночами беседую с ветром.
	("Другие - с очами и личиком светлым:")

    Энергия, напор, жажда сразиться выдают в Цветаевой сильную личность. Такая же лирическая героиня ее стихов:

Я жажду сразу всех дорог!
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем -
Каждый день.
	("Молитва")

    Необыкновенное впечатление производит любовная лирика Марины Цветаевой. Чувства лирической героини настолько сильны, что они охватывают весь мир: "Я всюду - // Зори и руды я, хлеб и вздох". Великая в своем любовном чувстве, она готова любить всех ("Целовалась с нищим, с вором, с горбачом:")
    Г. Адамович писал по этому поводу, что стихи Цветаевой "излучают любовь и любовью пронизаны".
    А судьба готовила этой женщине серьезные испытания: удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери - все, что так или иначе составляло радость бытия, подверглось нападению темных и злых сил. Империалистическая война, уход мужа С. Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен, тревога, революция. Муж с белыми, она в красной столице, где духовное одиночество становится невыносимым, эмиграция, возвращение, самоубийство.
    Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918-21 гг, то нельзя не заметить, что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни, не хотела да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушившейся "громом на голову, саблей наголо".

Есть в стане моем - офицерская прямость,
Есть в ребрах моих - офицерская честь.
На всякую муку иду не упрямясь:
Терпенье солдатское есть!
	("Есть в стане моем - офицерская прямость")

    И. Бродский писал в статье о Марине Цветаевой: ": она совершила нечто большее, чем не приняла революцию. Она ее поняла".

Можно ли вернуться
В дом, который срыт?

Той, где на монетах -
Молодость моя,
Той России - нету.
Как и той меня.  
	("Страна")

    Это уже стихи Цветаевой-изгнанницы, но изгнанницы особой. Она тоскует по родине, но не идет на сделку с совестью: эмигрантская интеллигенция, поначалу встретившая поэтессу с распростертыми объятиями, довольно скоро отшатнулась от Цветаевой, увидев в ней не только оппозиционера, но и своего обличителя. В стихотворении "Эмигрант" есть строки, которые передают настроение Цветаевой тех лет: "Не слюбившись с вами, не сбившись с вами:"
    Тоска по родине в полной мере отразилась в стихотворении "Рельсы". И не только тоска здесь, но и горькое чувство безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем, кого ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда-либо вернуться в Россию.
    Марину Цветаеву пугало сознание совершенного одиночества в мире, отсутствие дома: "Здесь я не нужна. Там невозможна". Спасает природа:

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Знаю - лечите
Обиду Времени
Прохладой Вечности.
	("Деревья")

    По-особому воспринимает Цветаева назначение поэта. В нем ценит она дух предвидения и особый, не каждому данный, слух:

О мир, пойми! Певцам - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.
	("Стихи растут, как звезды и как розы")

Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей  и что - Орда!
	("Если душа родилась крылатой:")

    Но мир, где живет поэт, не понимает его высоких стремлений, всеохватности души. Не понимает того, что пишет поэт не чернилами, а кровью, что жизнь раскрывается в его стихах:

Через край - и мимо -
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
	("Вскрыла жилы: неостановимо:")

    Среди стихов Марины Цветаевой о сути, процессе творчества есть целый цикл стихов о верном и испытанном друге - письменном столе. Он воспринимается как соучастник в нелегком и упоительно прекрасном деле - рождении стихов:

Я знаю твои морщинки,
Как знаешь и ты - мои.
	("Стол")

    Цветаева воспринимала поэзию как великое святое ремесло. Ее стихи и трагедийны, и исповедальны, и музыкальны. Ранняя Цветаева завораживает потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов, она тяготеет к традиционно-классическому стиху:

Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь - уж рвется прочь.
Я лоб уронила на руки
И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть -
Как сами себе верны.
	("Цыганская страсть разлуки!")

    Зрелая Цветаева - это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы, буквально телеграфная лаконичность, отказ от традиционной ритмомелодики. "Я не верю стихам, которые льются, - писала поэтесса. - Рвутся - да!" Выбор такой поэтической формы, думается, отражал глубокие переживания, переполнявшие душу автора. Звуковые повторы, неожиданная рифма помогают передаче эмоций:

Площадка. - И шпалы. - И крайний куст
В руке. - Отпускаю. - Поздно
Держаться. - Шпалы. - От стольких уст
Устала. - Гляжу на звезды.

Так через радугу всех планет
Пропавших - считал-то кто их? -
Гляжу и вижу одно: конец.
Раскаиваться не стоит.
	("Поезд")

    Цветаеву- поэта не спутаешь ни с кем. Это, бесспорно, самый верный критерий подлинности и силы таланта. Только она могла так своеобразно управляться со стихотворным слогом, именно она стремилась к афористической формулировке мысли, поражала глубиной смысла, вся была в вихревом движении.
    Марина Цветаева верила в то, что ее стихам еще придет черед. Хочется верить, что этот "черед" пришел. Настоящее искусство не умирает.

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design