Оставь свой след в нашей гостевой книге!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




УРОК ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
Тема урока: Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова . Горе уму - горе от ума.


    ЦЕЛИ: осмысление проблемы ума в комедии; выяснение смысла заголовка произведения; развитие умения находить параллели в произведениях художественной литературы, жизни.
    ЗАДАЧИ: развитие умения делать аналогии, совершенствование логического мышления; обучение видению произведения шире его фабулы; совершенствование умения работать с текстом произведения и справочной литературой; развитие речи и самостоятельности мышления.
    МЕТОДЫ: постановка проблемных вопросов; составление опорных схем; выстраивание логических цепочек; апелляция к изученным художественным произведениям, биографиям писателей, составление мини-сообщения.
    ОБОРУДОВАНИЕ: на доске записана тема урока, цитаты, опора "Ум и аспекты его изучения", портрет А.С. Грибоедова.

Цитаты:
  • А.С. Пушкин: " Чацкий совсем не умный человек... Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под."
  • И.А. Гончаров: " ...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен".
  • Н.В. Гоголь: " В досаде и в справедливом негодовании противу всех Чацкий переходит... в излишество, не замечая, что... делается сам нестерпим и даже смешон."
  • А.И. Герцен: "... это декабрист, это - человек, который завершает эпоху Петра 1 и силится разглядеть... обетованную землю..."

Опора:

ПРОБЛЕМА УМА

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

    Продолжая размышлять над комедией А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы начинаем понимать, что это очень сложное произведение. Оно недаром вызывало споры в прошлом веке, ведутся они и в веке нынешнем. Одна из тем для столкновения мнений - ум. Как видите, признанные авторитеты Пушкин, Гоголь, Гончаров, Герцен (перечень имен может быть расширен) в отношении ума главного героя разошлись во мнениях.

    Попробуем решить проблему ума и мы, взяв девизом слова главного героя: "Зачем же мнения чужие только святы?!"

  3. Поскольку работа наша носит исследовательский характер, начнем с домашних заготовок: вы выписывали высказывания об уме героев комедии, анализировали их и пытались сформулировать представление об уме персонажей пьесы. (...)

    /Работа по группам - творческие отчеты/

  4. Подведение итогов: итак, об уме говорят все, за исключением Молчалина, и понимают под словом "ум" разное.
  5. Однако общество единодушно в одном: Чацкий - безумец. Попробуем посмотреть на ум Чацкого под разными углами зрения.

    (Работа с опорой)

    / Знак вопроса только под ракурсом "понимание ситуации", а в общем - "да", Чацкий умен/

    Причины неразумности поступков (обличения)? Объясните, выстройте логическую цепочку. ( молодость - горячность - максимализм - ревность -боль)

  6. Если нам это понятно, то должны мы понять и причины возникновения клеветы и единодушной поддержки ее светом не только на бытовом уровне, но и на психологическом и философском ( обида Софьи за одиночество, за Молчалина + возмущение спокойствия + расправа за ум, за убеждения, за честность)
  7. Горестно вздохнем: "Пророков нет в отечестве своем!" (Чтение учеником наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пророк")
  8. Чацкий - пророк - расправа за убеждения - это художественная литература. А в жизни? Информация к сведению: П.Я. Чаадаев - горе уму ( сообщение учащегося)
  9. Расправа за убеждения, за ум... А.С. Грибоедов хотел назвать комедию "Горе уму", но изменил первоначальное название на "Горе от ума".

    Попробуем понять смысл этой метаморфозы, а с нею и смысл заголовка произведения. Кстати, вспомним классицизм: какой парадокс обнаруживаем? (классицизм: ум - счастье; Грибоедов: горе от ума). А почему ? (Эпоха!)

    Попробуем схематически изобразить оба заголовка.

    Горе уму.
    /Ум - начало страдатель-ное. Можно ли избежать этих страданий? (Да: сменить обстановку)
    Горе от ума.
    /Ум - начало действитель-ное, но достаточно ли оста-вить стрелочки в положе-нии "верх"? (Нет, пункти-ром возвращаются на "ум"). Помните Радищева: "Душа моя страданиями..."? Можно ли избежать этих страданий? (Нет.)/

    Не припомните ли вы, кто из литературных героев испытывал такие же страдания от ума, как Чацкий? (Гамлет, Мцыри, Иван Васильевич из толстовского "После бала"...)

  10. И опять вернемся к жизни. Информация к сведению: А.И. Солженицын - горе от ума (сообщение учащегося).

  11. Горе от ума - это страдание. А.С. Пушкин сказал: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".

    Ф.М. Достоевский вторил ему: "Страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца". Как понимать их слова? Разве страдать - это хорошо? (,,,)

    Подведение итогов: размышляя над проблемой ума в комедии Грибоедова, мы попытались соединить ее с нравственными аспектами. Но что бы мы ни выяснили для себя, точку ставить рано. Все великие произведения многомерны. Одна проблема ведет за собой другую. На сегодняшний день эта другая такова: умны ли представители фамусовского общества? Что можно назвать критерием ума вообще, ведь существует же выражение "злой гений"? Это домашнее задание.

  12. Итог по уроку.

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design