На Вашем сайте мало посетителей? Регистрируйся!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




УРОК ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
Тема урока: Чацкий - Молчалин - Софья. Жизненные позиции. Споры о героях пьесы. Урок-диспут.


    ЦЕЛИ: развитие умения составлять собственное мнение о предмете беседы, не полагаясь на авторитеты, не компилируя чужие мнения; развитие мышления, умения обобщать, абстрагировать, расширение общей культуры, общего кругозора, умения ясно, правильно, выразительно излагать свои мысли, знания.
    ЗАДАЧИ: исследование процесса овладения учащимися текстом художественного произведения; постижения ими трактовки образов комедии, владение ими способами доказательства собственного мнения; апробация данного метода как средства стимулирования творческой активности на уроке.
    МЕТОДЫ: анализ чужого мнения и вынесение своего вердикта с достаточной аргументацией, как текстовой, так и логической; парная работа.
    НА ДОСКЕ: запись темы урока, цитаты, домашнее задание, итоговый вопрос.
    Цитаты:

В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Зачем же мнения чужие только святы?

А кем из них я дорожу?
Хочу - люблю, хочу - скажу.


ХОД УРОКА.
  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

    1824 год... Год завершения комедии "Горе от ума". А споры по поводу героев этого произведения не умолкают и по сей день. Сколько людей, столько и мнений, и поэтому мы не будем уподобляться Молчалину, сказавшему (внимание к цитатам : а где слова Молчалина?)..., а прислушаемся к Чацкому, провозгласившему ..., возьмем решительность Софьи и попытаемся, проанализировав чужие мнения, составить свое собственное.

    Я предлагаю вам высказывания различных людей различных эпох о героях комедии и их жизненной позиции.

    Это мнения и знаменитых в истории нашей литературы людей и не менее знаменитых в истории нашей школы учеников. Авторство на карточке не указано, чтобы не смущать вас громкими именами. Однако если вы знакомы с этим высказыванием и считаете нужным назвать автора, это ваше право.

    В течение 5 минут вы обдумываете предложенные суждения, намечаете план ответа со своими доводами в пользу высказывания или контраргументами. Работа парная.

    Во время ответа, а отвечает любой из пары, либо оба, остальные внимательно слушают и по необходимости и желанию уточняют, дополняют, опровергают услышанное.

    Желаю успеха! Раздача карточек.

    Карточка № 1. Молчалину можно посочувствовать: Чацкий ведет себя у Фамусова свободно, на правах старого знакомого, участника детских игр Софьи, а бедный Молчалин, при тайном расположении к нему Софьи, одинок, замкнут, принижен.

    Карточка № 2. Софья потому отвергает Чацкого, что, наглядевшись на молодых людей типа Репетилова, с легкостью употреблявших те же слова и фразы, что и Чацкий, она отождествляет их.

    Карточка № 3. Софья начертана неясно.

    Карточка № 4. Почему именно с Чацкого мы должны брать пример? Он жизни не знает, людей не понимает. И его поражение закономерно. Вот Молчалин знает жизнь и умеет в ней устраиваться. Чацкий говорит: "Молчалины блаженствуют на свете". Да, блаженствуют. И ничего плохого я в этом не вижу.

    Карточка № 5. Молчалин - это предостережение, урок для всех людей.

    Карточка № 6. Софья - барыня, властная, капризная. Она выбрала для себя Молчалина, даже не дав себе труда поинтересоваться, взаимно ли чувство, повелевает Лизой, не видя в ней человека.

    Карточка № 7. Чацкий не полностью положительный герой. Слишком он озлоблен, язвителен, напорист, скандален.

    Карточка № 8. Все, что говорит Чацкий, очень умно, но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно.

    Карточка № 9. Чацкий не просто умный человек; он поклонник ума, для него ум и душа - почти одно и то же. Так вот не переоценил ли он ум Софьи?

    Карточка № 10. Чацкий не отказывается от своих убеждений даже в самую трудную минуту. И все-таки считать его победителем не могу. В моем сознании победитель тот, кто доводит дело до конца. Победить старое, веками складывавшееся, одними своими убеждениями Чацкий не сумел бы.

    Карточка № 11. Чацкий - победитель. Он одерживает моральную победу. Фамусовское общество его боится, а он его - нет.

    Карточка № 12. Никак не пойму, как могла Софья обмануться в своем избраннике, предпочесть Молчалина? Ведь она же умная девушка, с Чацким вместе воспитывалась!

    Карточка № 13. Софья - типичная московская барышня, из тех, кто "словечка в простоте не скажут, все с ужимкой". Ей никогда не понять Чацкого, он для нее опасен - "не человек - змея"!

  3. Проведение диспута.
  4. Подведение итогов обсуждения.

    ИТОГОВЫЙ ВОПРОС: хорошо ли или плохо, что до сих пор читающая публика не придет к общему мнению по поводу героев комедии?

  5. Итог по уроку.

    Домашнее задание: сочинение-отзыв на урок "Полезно ли спорить?"


Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design