Поиграй в "Города"! Заряди мозги!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗМА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

    Особенность художественного мышления писателя Андрея Платонова такова, что глубоко современная проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиций современного, предельно ответственного сознания. Человек осознал себя обитателем общего дома - человечества, обживающего космос.
    Раннее творчество Платонова характеризуется его пониманием того, что переустройство мира возможно в результате сознательной деятельности человека. Платонов пишет: "Вселенная - это радость, позабывшая смеяться". Таким образом, цель и смысл жизни человека становится ясным - вернуть миру радость. В этом может помочь труд. Причем, по Платонову, важен не только созидательный, но и разрушительный труд - разрушение старой природы, старого знания, старого искусства. Активнейшее участие принимает в этом техника.
    В центре произведений раннего Платонова стоит так называемое "организованное общество" и человек-просветитель, бросивший вызов косным силам враждебных стихий. Власть над миром принесла ему революция - закономерный и естественный процесс. Именно с этого момента пробуждается в человеке сознание.
    Герой ранних произведений - энтузиаст, охваченный новым знанием о мире, он убежден, что техника может решить все проблемы, встречается лицом к лицу с природной стихией и пытается постичь ее законы, чтобы победить, понимая, что для этого нужно не только самоотверженно трудиться, но и понимать человека, искать в человеке человечное ("Песчаная учительница", Епифанские шлюзы").
    Однако к концу 20-х годов намечаются изменения в мировоззрении писателя, и проблема "человек и мир" заменяется на проблему "человек в мире". А о том, к каким громадным издержкам приводит стремление человека перекроить лик Вселенной, изменить природные формы, говорится в произведениях "Потомки солнца", "Лунная бомба". Гнев, мысль, надежда, энергия энтузиастов создали новую материю, но не принесли счастья и человечности, так как работали на абстрактное понятие - "человечество" - и оказались далеки от нужд и запросов конкретных людей.
    В 30-е годы Платонов для себя делает открытие: оказывается, "вне разума" живут не только люди, у которых "смутные чувства", но и существует целый мир лживой идеологии, превращающий человека в крошечную песчинку ("Джан"). Писатель выступает против дикарского состояния сознания, против всесторонней несвободы человека. Отсутствие гармонии в реальной жизни трагично, и этот трагизм виден в произведениях "Фро", "Река Потудань", "Котлован". Дисгармония, противопоставление чувства и разума заставляют мечтать о том времени, когда воплотятся принципы гуманизма: человечность, неэгоистическая любовь, дружная семья, единый народ.
    К 40-м годам Платонов обращает свое внимание на мир детства и народной этики. Мать, по его мнению, воплощает в себе родину, народ, женское начало, естество, природу. Отец - пастырь, идеолог, начало мужское, духовное, идеальное. Они не должны существовать отдельно, и если это происходит, то налицо трагедия. Проблема сиротства, безотцовщины тесно связана с проблемой бездуховности. А если нет и матери - то появляются бесчеловечность и бессердечие.
    В основе платоновского художественного мира лежит семья, и культ предков, потомков, стариков, детей становится средством выражения отношения к времени, настоящему, прошлому и будущему. Таким образом в произведения писателя входит тема исторической памяти ("Неизвестный цветок", сказки, притчи).

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design