Оцени стихи и прозу учеников лицея!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




ЛИРИКА БОРИСА ПАСТЕРНАКА

    Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: "Где человек, до конца понявший Пастернака?" И сама же пояснила: Пастернак - это "тайнопись", "иносказание", "шифр".
    Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого "Лирика Бориса Пастернака"?

Мчались звезды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слезы высыхали.
Были темны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.
	("Вариация", 1918)

    Загадка сфинкса. Загадка поэтического феномена. Может быть, надо вслушаться в звуки моря? Может, надо вглядеться в его краски? Не подарят ли они ключ к разгадке?

В осатаненье льющееся пиво
С усов обрывов, мысов, скал и кос,
Мелей и миль. И гул, и полыханье
Окаченной луной, как из лохани,
Пучины. Шум и чад и шторм взасос.
	("Тема", 1918)

    Давайте прислушаемся к пастернаковской музыке моря. Разве не гудят строки этого стихотворения, как раковина, которую мы прикладываем к уху? А теперь вглядимся в слова: "льющееся пиво", "не жалеет свеч", "полыханье", "окаченной луной", "чад", "светло, как днем", "озаряет пена": Как умело пользуется поэт "светотехникой"! Как заправский осветитель в поэтическом театре! Вспышки света и аккорды бушующего моря. Свет и музыка.
    Относя Б. Пастернака к чистым лирикам, Марина Цветаева писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, прозрение "своей обреченности на лирику", неусыпное ощущение "судьбы, то есть себя".

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут. свищут, - а слова
Являются о третьем годе.

Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать - не мать,
Что ты - не ты, что дом - чужбина.

(...)

Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.

Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься, 
Грозят заре твоим зрачком.
Так затевают ссоры с солнцем.

Так начинают жить стихи.

    Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем дышит, живет его лирическое "я"?
    Вечный и прекрасный мир природы. Стихи Пастернака наполнены языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
	("Февраль. Достать чернил и плакать!")

    Восклицательные предложения, восторженные междометия, "страсти разряды" создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюбленного в природу поэта: "Что почек, что клейких заплывших огарков// Налеплено к веткам!" ("Весна"); "Ужасный! - Капнет и вслушается,// Все ли он один на свете // Мнет ветку в окне, как кружевце,// Или есть свидетель". ("Плачущий сад"); "Ты в ветре, веткой пробующем,// Не время ль птицам петь,// Намокшая воробышком// Сиреневая ветвь!" ( "Ты в ветре, веткой пробующем:")
    Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы: сколько их в каждой поэтической зарисовке!
    "И реплики леса окрепли", "Звезды благоуханно разахались", "то ветер смех люцерны вдоль высот, как поцелуй воздушный, пронесет":

    Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь, язык. Давайте всмотримся в самое "пастернаковское" стихотворение "Светает" из сборника "Сестра моя - жизнь" ("Ты в ветре, веткой пробующем:").
    Чуть светает. Слышится легкий шелест листвы, к которой прикасается ветерок. Покачивается на ветке "воробышек": Вот незамысловатое содержание первой строфы. Но вглядитесь: можно различить, по крайней мере, три цвета. Сероватый ( под стать раннему утру) - цвет оперения птицы. Едва различимый - зеленый (именно такой должна быть в эту пору листва). И сиреневый - у соцветий.
    Но вот по саду пробегают первые лучи солнца (вторая строфа). И он, "обрызганный, закапанный" прошедшим ночью дождем (кстати, дождь - любимейшее явление природы у Пастернака), загорается: в каждой капле - "запонке" вспыхивает синий огонек. И уже "слепит" невольного наблюдателя. В этой строфе преобладает синий цвет. Но нельзя забывать о множестве оттенков: ведь подаренные или забытые дождем "запонки" различны и по величине, и по форме. В каждой из них отразилось небо.
    Третья и четвертая строфы этого стихотворения - зарисовка ночного сада. Словно "рояль с немыми клавишами", по Блоку. Черный цвет ночи. Тревожный, глухой аккорд: "забормотал", "в окошко торкался", "ставень дребезжал".
    И, наконец, заключительная пятая строфа: сад "разбужен" и "обводит день теперешний глазами анемон".

    Продолжая поиск разгадок поэтического феномена Пастернака, мы выйдем на метафоричность его языка: "Осенний лес заволосател" - представляются золотистые паутинки бабьего лета; на умение поэта видеть мельчайшие детали, которые ускользают от нас ("намокшая воробышком сиреневая ветвь"); на своеобразную поэтическую интонацию, экспрессивную, эмоциональную ("Любимая - жуть! Когда любит поэт,// Влюбляется бог неприкаянный").

    Метафора в поэзии Пастернака выполняет прежде всего связующую роль. Она мгновенно, динамично соединяет в единое целое разрозненные части явлений.

		1
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.
	"Весна" (пять стихотворений) 

    При чтении стихов Пастернака подчас возникает иллюзия. что автора нет и в помине, что он отсутствует даже как рассказчик, как свидетель, видевший все это, что здесь изображено. Природа объясняется от собственного имени:

		5
В раскрытые окна на их рукоделье
Садились, как голуби, облака.
Они замечали: с воды похудели
Заборы - заметно, кресты - слегка. ("Весна")

    В одном из поздних пастернаковских стихотворений ("Заморозки") мы снова сталкиваемся с таким несколько необычным изображением, в котором пейзаж и зритель как бы поменялись ролями и сама картина разглядывает стоящего перед ней человека:

Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.

Пока оно из мглы не выйдет,
Блеснув за прудом на лугу,
Меня деревья плохо видят
На отдаленном берегу.

    Сама природа выступает в качестве главного лирического героя. А поэт - повсюду и нигде. Он - не сторонний взгляд на раскинувшуюся панораму, но ее двойник, становящийся то морем, то лесом. В стихотворении "Плачущий сад", например, обычный параллелизм - "Я и сад" - оборачивается равенством: "Я - сам".

К губам поднесу и прислушаюсь:
Все я ли один на свете.
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.

    Это единение с природой без свидетелей придает стихам Пастернака особую интимность и подлинность. Так утверждается единство поэта и природы - первое и основное кредо поэта.

    И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание философской модели "божьего мира", как он называет природу. Понимая лучше других, какие трудности предстоят будущим его читателям, Пастернак, являясь уже зрелым поэтом, в одном из стихотворений ( "Когда разгуляется") изложил свою философскую концепцию. которой придерживался на протяжении своей жизни:

Как будто внутренность собора -
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья, отстою.

    В этом стихотворении сначала идет развернутая картина природы, все в ней изменчиво, скоротечно. неповторимо. Благодаря солнцу, свету - источнику жизни и красоты - все преображается: изменяются, переливаются цвета (белый, красный. черный. синий, зеленый. золотистый). Золотистый - цвет солнечных лучей, проникающих во внутренность храма Природы. (Храм, а не мастерская - вспомним Тургенева!) Под куполообразным небом - "простор земли". Это и есть "внутренность собора". Целые поколения смотрели "изнутри" этого храма в звездное небо, в "вечность", Вселенную. В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор Природы.
    Природа, по Пастернаку. - "тайник вселенной", заглянуть в который дано не каждому. Поэту это удается иногда.
    Содержание стихотворений о природе шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь, которая главенствует в его жизни и составляет его нравственную основу. Жизнь в его толковании - нечто вечное и абсолютное.

Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она. 
	("Опять весна")

    От этих пейзажей веет свежестью, здоровьем. По справедливому замечанию О. Мандельштама, "Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие".

Рассвет расколыхнет свечу,
Зажжет и пустит в цель стрижа.
Напоминанием влечу:
Да будет  так же жизнь свежа!
	("Да будет")

    Из строки в строку Пастернак не устает говорить о жизненности природы, спасительной, всепобеждающей. Деревья, травы, облака ручьи облекаются в его стихах высоким правом говорить от имени самой жизни, наставлять нас на путь истины, добра ( "На свете нет тоски такой, которой снег бы не вылечивал").
    Человек оценивается в лирике Пастернака через природу, в сравнении с нею обретает свое место в мире. Эта власть, это заступничество природы не унижает человека, так как , повинуясь ей, он следует голосу жизни. Вместе с тем природа в творчестве поэта настолько близка человеку, что она вновь оживает в нем. Степень очеловечивания мира такова, что, гуляя по лесам и полям, мы имеем дело, по существу, не с картинами этих лесов и полей, а с их характерами, психологией: тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:

И блестят, блестят, как губы,
Не утертые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.


    Поэт не мог да и не хотел замыкаться на теме природы. Две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская, вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели - вот что вместилось в рамки одной жизни.
    Воздух революции проникал в "поры" "чистого" лирика. В его стихи врывается тревога; истребляющая человеческие жизни гражданская война болью пронизывает его произведения: "А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить" ("Разрыв")
    А в стихотворении "Гамлет", вошедшем в роман "Доктор Живаго", отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кому вручить свою жизнь.

На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

    В "Гамлете", написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная нота по тем, кто был репрессирован. Вспомним хотя бы О. Мандельштама или доведенную до самоубийства Марину Цветаеву -

Ах, Марина, давно уже время,
Да и труд не такой уж ахти,
Твой заброшенный прах в реквиеме
Из Елабуги перенести.
	("Памяти Марины Цветаевой")

    Трагична история издания романа "Доктор Живаго", присуждение Нобелевской премии и отказ от нее. Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, изливает свою боль души, горечь обиды в стихах:

Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

(...)

Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
	("Нобелевская премия")

    Нелегок путь настоящего поэта, да и поэзия не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба. "строчки с кровью". Этого Борис Леонидович Пастернак не забывал никогда.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют! 

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design