Узнай, что случилось в этот день в истории!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ В ЖАНРЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН

План сочинения


I. Характеристика исторической эпохи, отраженной в комедии (начало ХIХ в.):
 1) зарождение прогрессивных декабристских идей;
 2) назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми;
 3) Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.
II. Чацкий и Молчалин - люди противоположных жизненных позиций:
 1) общие черты:
  а) молоды; имеют определенные взгляды на жизнь;
  б) умны, образованны (отметить широту образования Чацкого);
  в) принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий - дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин - секретарь Фамусова и живет в его доме);
 2) различия:
  а) положение в обществе (Чацкий - дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин - "безродный", подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе);
  б) цель жизни (Чацкий - служение Родине; Молчалин - "дойти до степеней известных");
  в) достижение цели (Чацкий - стремление честно служить; Молчалин - желание достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством);
  г) жизненная позиция (Чацкий - надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин - расчет на поддержку и покровительство "сильных мира сего");
  д) отношение с окружающими (Чацкий - благородство и порядочность; Молчалин - способность на подлость и предательство);
  е) отношение к Софии (Чацкий - искренность, способность забыть себя и в то же время дорожить своими чувствами; Молчалин - игра в любовь, "по должности", не обременяет себя глубокими чувствами, так как они помеха в достижении главной цели);
  ж) личные качества (Чацкий - эмоционален, иногда невыдержан, открыт, протому незащищен; Молчалин - скрытен, расчетлив до мелочей, во всем придерживается "умеренности");
  з) отношения в обществе (Чацкий - резкое неприятие существующих порядков в фамусовском обществе, порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин - полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него).
III. Создание Грибоедовым типических характеров:
 1) образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы;
 2) Чацкий - тип борца, страдающего, но не сдающегося (И.А. Гончаров: "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим: Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого");
 3) "Молчалины блаженствуют на свете", переживают века (Салтыков - Щедрин. "Господа Молчалины");
 4) Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.


ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ
План сочинения


I. Композиционная и идейная роль образа Грушницкого в романе "Герой нашего времени":
 1) мир героев представляет собой систему образов, в центре которой находится Печорин; его личность вырисовывается из взаимоотношений с окружающими;
 2) конфликт Печорина с Грушницким - один из главных; помимо противопоставления истинного и ложного это противостояние имеет социальную окраску; Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.
II. Грушницкий - пародия на Печорина:
 1) система взглядов, определяющая поведение героев:
  а) ум Печорина и ограниченность Грушницкого (высокоразвитый интеллект Печорина проявляется в способности самоанализа, в логике рассуждений; недалекость Грушницкого приводит к неумению разобраться в простейших житейских ситуациях);
  б) подлинное разочарование в жизни у Печорина и игра в разочарованность у Грушницкого (Печорин пренебрегает условностями света, Грушницкий всячески стремится войти в аристократический круг);
  в) эгоистический индивидуализм у Печорина проявляется как протест против общества, у Грушницкого является следствием его ограниченности;
  г) недовольство собой у Печорина и самодовольство у Грушницкого (Печорин осознает великие цели, но не может их достичь, у Грушницкого отсутствует глубина мысли, что приводит к позерству и мелочному самолюбию);
  д) упорство и настойчивость Печорина - несобранность Грушницкого (действия Печорина согласуются с его убеждениями, у Грушницкого отсутствие убеждений приводит к хаотичности, нелогичности поступков);
  е) самообладание, выдержка и хладнокровие Печорина - горячность и несдержанность Грушницкого;
  ж) способность к великодушным поступкам, к проявлению благородство у Печорина - подлость и трусость у Грушницкого;
  з) подлинный лиризм, поэтичность натуры Печорина - пошлость, вульгарность Грушницкого;
 2) взаимоотношения Печорина и Грушницкого:
  а) Грушницкий завидует Печорину, ему льстят приятельские отношения с ним, хотя в глубине души он глубоко ненавидит Печорина, ощущая безусловное превосходство;
  б) пренебрежительно и свысока относясь к Грушницкому, Печорин видит в нем худшее воплощение тех черт, с которыми борется в себе;
  в) невозможность взаимного существования приводит к трагической развязке (дуэль).
III. Жизненность характеров Печорина и Грушницкого (в любом обществе есть люди, способные анализировать окружающую действительность, пытающиеся найти свое место в жизни, объективно оценивающие свои действия и поступки, хотя и не всегда это приносит положительные результаты - таков тип Печорина, всегда рядом с неординарными, исключительными натурами существуют серость и посредственность, люди, не способные обрести собственное "я", стремящиеся играть чужую роль - таковы Грушницкие).


БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ
План сочинения


I. Конфликт поколений (Тургенев не ограничивается возрастными проблемами поколений, конфликт "отцов" и "детей" связан с социальным антагонизмом в обществе: аристократы и разночинцы).
II. Спор поколений (Базаров и Павел Петрович Кирсанов):
 1) общие черты:
  а) сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способность подчинить себе других);
  б) безграничное самолюбие (неумение слушать оппонента, "сатанинская гордость");
  в) взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперника);
 2) различные черты:
  а) социальное положение (Кирсанов - дворянин, Базаров - разночинец);
  б) манера поведения (аристократизм Кирсанова, плебейство Базарова);
  в) внешний вид ( небрежность у Базарова, подчеркнутая изящность у Кирсанова);
  г) взаимоотношения друг с другом ( недружелюбное и равнодушное отношение Базарова к Кирсанову, резкое неприятие, ненависть Кирсанова к Базарову);
  д) поведение в споре (убежденность Базарова, сочетающаяся с пренебрежением к собеседнику, полное неприятие прежних устоев и правил, огульное отрицание, у Кирсанова - отстаивание аристократических "принсипов", непререкаемое подчинение авторитетам).
III. Философское осмысление Тургеневым образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова ( бессмысленность и бесцельность существования обоих приводит к трагичности образов, конфликт аристократа и разночинца как общественная проблема приобретает драматический характер, автор задается вопросом: какова дальнейшая судьба общества, где царит атмосфера непонимания и пренебрежения человеческими достоинствами, видимо, поэтому Тургенев пытается найти точки соприкосновения двух противоположных личностей).


РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ
План сочинения


I. Введение Достоевским параллельных образов ("Двойников") в сюжетно-образную систему романа:
 1) развенчание теории Раскольникова (желая как можно глубже вскрыть бесчеловечную идею главного героя, автор показывает ее логическую завершенность на других художественных образах - Лужина и Свидригайлова).
II. Раскольников и Свидригайлов - "одного поля ягоды" (опровержение этого утверждения Свидригайлова):
 1) "странные сближения":
  а) взаимный интерес (два человека, переступившие черту нравственного закона, интуитивно испытывают взаимное притяжение - Свидригайлов убежден, что между ними "есть какая-то общая точка", а Раскольников чувствует, что в Свидригайлове "таится какая-то власть над ним");
  б) неприятие окружающего мира (Раскольников пытается искать выход, разрабатывает теорию; Свидригайлов уходит в праздность и распутство);
  в) оба неординарные личности (критический ум, способность к состраданию, к глубоким чувствам, сны Раскольникова и Свидригайлова отражают сложные внутренние процессы в их душе);
  г) "все позволено" - "общая точка", сближающая Раскольникова и Свидригайлова;
 2) различия Раскольникова и Свидригайлова:
  а) разное социальное положение (Раскольников - обедневший дворянин, разночинец; Свидригайлов - помещик);
  б) различные жизненные ориентиры (Раскольников учится, пробивается в жизни сам, беден, вынужден заботиться о матери и сестре; Свидригайлов ведет праздный образ жизни, свободен в деньгах);
  в) разность идеалов (подчинившись ложной идее, Раскольников не потерял ориентиры между добром и злом; нравственный нигилизм Свидригайлова);
  г) взаимное отстранение ( Раскольников испытывает отвращение к Свидригайлову; Свидригайлов не в состоянии понять логику поступков Раскольникова);
  д) пути к возрождению личности (любовь спасает Раскольникова, т.к. он не утратил духовности; Свидригайлова любовь губит потому, что он аморален, и даже проснувшаяся совесть, реализованная в благородных поступках, не способна его возродить);
  е) наказание Раскольникова и Свидригайлова (потеряв веру в себя и людей. Свидригайлов преодолевает страх перед смертью и уходит из жизни, где ему нет места; Раскольников через страдания возвращается к людям, обретает истинные ценности, поняв ложность своих убеждений).
III. Раскольников и Свидригайлов - психологически сложные образы (борьба добра и зла в душе человека не всегда оканчивается победой добродетели, через страдания люди идут к преображению - взгляды Достоевского, реализованные в романе "Преступление и наказание").

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design