Знаешь анекдот из школьной жизни? Расскажи!

Новости лицея и сайта | Новости друзей | Ссылки | От автора


Наши партнёры:




ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
/Материалы к сочинению/

    В жестоком мире живет герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Логика этого "железного" мира , где одни идут в палачи, а другие оказываются жертвами, представляется Родиону Раскольникову незыблемой. Она определяет его взгляд на все окружающее. И мы видим происходящее глазами Раскольникова, то есть глазами преступника - человека с расшатанными нервами и больной душой, в которой поселилась гордыня.
    Чего хочет Раскольников? Он желает убедиться в истинности своей теории: герой имеет право пойти против совести и совершить преступление во имя благой цели; обычный человек, преступив закон, будет мучиться, герой же легко договорится с совестью - для него эта категория не важна. И остается Родиону Романовичу "всего лишь" убить, чтобы удостовериться, относится ли он к числу великих людей.
    Это уже было в истории человечества: цель оправдывает средства. Хотя цель в данном случае весьма мелкая - удовлетворение самолюбия.
    Таким образом, перед нами преступление-эксперимент. Раскольников убивает старуху-процентщицу не с целью обогащения (как кажется обывателю), не ради того, чтобы с помощью награбленного облагодетельствовать неимущих (так думают идеалисты), и даже не затем, чтобы избавить мир от людей-"кровопийц" (так оправдывают Родиона Раскольникова максималисты). Главная его цель - двойная проверка. С одной стороны проверяются законы жизни, с другой - собственные личные качества.
    Что же вышло? Жизнь и теория не совпали. Сам он не обогатился, деньги старухи не принесли пользы никому из остро нуждавшихся знакомых Раскольникова. Проверка же личности показала, что еще до совершения преступления герой начал испытывать тягчайшие страдания, а уж после злодеяния он оказался на грани помешательства. Достоевский, описывая страдания Раскольникова, постоянно держал в голове мысль, высказанную в письме к Каткову: мучения преступника связаны с отторжением от людей.
    Делом Родиона Романовича занимается Порфирий Петрович. Его метод работы с подследственным прост до гениальности: он состоит в том, чтобы не мешать преступнику мучиться. Пусть он остается один на один наедине с совестью и на свободе. Рано или поздно, но неизбежен приход с повинной, ибо это последняя возможность воссоединения с людьми.
    Так и происходит: меньше чем через две недели после преступления убийца заявляет: "Это я убил:"
    Но не все просто у Достоевского. Автор романа слишком ясно видит, что жизнь - это не математический расчет и "сознался" не значит "раскаялся". Философ и литературовед Ю.Ф. Карякин считает, что Раскольников, видя в своей теории "двух разрядов" величайшее открытие, не замечает, что он на деле лишь присоединяется к страшной логике ненавистного ему мира, где прав Миколка, истязающий несчастную лошадь. Поэтому не получается задуманное Соней покаяние на площади. То же получается и на каторге.
    Так ради чего же был огромный труд Порфирия Петровича? Чему служили следствие и суд? Общество искало, загоняло, травило Раскольникова, чтобы оградить себя от преступника, отмстить ему за убийство. Достоевский, сам когда-то понесший наказание, несоразмерное с виной, не был поклонником российской судебной системы. Он считал, что закон - это суд, а суд несправедлив, так как судит поступки, а не душу.
    Писатель, глубоко верующий человек, не сомневался в том, что каждый преступник будет наказан за свои прегрешения, но наказание придет свыше. Это муки совести. В сущности, Порфирий Петрович и становится орудием не только общества (он следователь), но и Провидения. Долгими странными беседами, намеками и, главное, нежеланием прямо заявить о своих подозрениях в причастности Раскольникова к убийству он обрекает героя на такие муки, которые страшнее любой каторги.
    И только такое, нравственное наказание писатель считал путем к духовному очищению, спасению, счастью.
    Накануне убийства Раскольников видел страшный сон. Через полтора года, на каторге, его мучает другой кошмар. Эти видения делают композицию кольцевой: все движется по кругу - от ужаса перед предстоящим преступлением к осмыслению случившегося. Моровая язва, губящая мир, символизирует торжество теории Раскольникова. Только после этого откровения душа Родиона Романовича пробуждается. Он открывает Евангелие, и начинается новая история.

Вернуться к списку материалов


  E-mail: info@geolaiv.ru© 2000-2009 Forward Design